Внимание!!! Текст, размещённый ниже - не окончательная версия статьи! Если возникают какие-то вопросы или что-то не получается - задавайте вопросы на форуме.

Обращаю внимание на то, что жирным шрифтом выделена информация, обязательная к выполнению.

 

Зайдём в панель управления. Для этого следует в адресную строку браузера ввести адрес 

адрес_сайта/administrator
На сайте сейчас есть один материал, один пункт меню, ведущий на этот материал, форма входа и, если была установлена функция двуязычности, кнопки для переключения языка.
В качестве первого опыта редактирования содержимого, внесём изменения в существующий материал. Сделать это можно двумя способами:
- из панели управления. В верхнем меню выбираем пункт “Материал - Менеджер материалов”. В окне выбираем материал с названием “материал” или его английскую версию - “article”.

- с сайта. В панели управления в верхнем правом углу есть ссылка на сайт.
Нужно нажать на неё, тогда откроется сайт. В форме входа напишем свой логин и пароль, который указывали во время установки и нажмём “вход”. Теперь, если нажать на кнопку с шестерёнкой около материала, там есть пункт “Изменить”. Нажимаем на неё и попадаем в редактор материала.


Предположим, что первым материалом на сайте будет Ваша автобиография.
Задайте название материала, напишите текст, добавьте фотографии. Фотографии можно загрузить на сайт многими способами, но удобнее воспользоваться кнопкой “изображение” в редакторе, загрузить картинку средствами CMS и вставить её в редактор. После окончания работы нажмите “сохранить и закрыть”, перейдите на сайт и оцените результат. Рекомендую изучить редактор, понажимать на кнопочки, посмотреть на результат.

Попробуем добавить новый материал. Это делается в панели управления, в менеджере материалов. Нажимаем там кнопку “Создать”, заполняем поле “Заголовок”, пишем текст (например - про свой QTH или про рабочее место), оформляем на свой вкус, сохраняем и закрываем.
Теперь нужно этот материал разместить где-то на сайте. Пусть это будет основное меню. В верхнем меню панели управления переходим в “Меню - Main Menu - создать пункт меню”. Если Вы делаете многоязычный сайт, то следует выбрать либо Main Menu (ru-RU), либо Main Menu (en-GB) в зависимости от того, в какой версии сайта нужно разместить материал.
Задаём заголовок меню, выбираем тип пункта меню “Менеджер материалов - Материал”, нажимаем кнопку “Выбор матераила”, указываем только что созданный материал. Сохраняем, закрываем и переходим на сайт. Теперь в меню появился новый пункт со ссылкой на наш материал.
Таким образом заполняется весь сайт.

Цикл статей, описывающий создание этого сайта от настройки сервера до его наполнения. Статьи в процессе очень неторопливого написания и оформления, если что-то непонятно - вопросы можно задать на форуме

1) Настройка сервера

2) Подключение к серверу, первоначальная настройка

3) Установка веб-сервера

4) Установка системы управления содержимым

5) Создание и редактирование материалов на сайте

Внимание!!! Текст, размещённый ниже - не окончательная версия статьи! Если возникают какие-то вопросы или что-то не получается - задавайте вопросы на форуме.

Обращаю внимание на то, что жирным шрифтом выделена информация, обязательная к выполнению.

 

Установка веб-сервера.

    Веб-сервер обычно состоит из нескольких компонентов, набор которых диктует сайт разворачиваемый на нём. На данный момент любой более-менее приличный сайт требует как минимум следующий набор компонентов:

  1. операционная система
  2. непосредственно веб-сервер,
  3. система управления базами данных,
  4. язык программирования веб-приложений.

   

    Мы будем использовать самый классический набор компонентов, используемый на подавляющем большинстве веб-серверов в мире и сокращённо называемый LAMP - Linux, Apache, MySQL, PHP.

    Linux уже установлен, приступим же к установке и настройке всего остального. Она не будет сложной, хотя займёт достаточно много времени:

sudo apt-get install apache2 php7.0 libapache2-mod-php7.0 mysql-server mysql-client php7.0-mysql php7.0-curl php7.0-gd php7.0-intl php-pear php-imagick php7.0-imap php7.0-mcrypt php7.0-pspell php7.0-recode php7.0-snmp php7.0-sqlite3 php7.0-tidy php7.0-xmlrpc php7.0-xsl php-json phpmyadmin php-mbstring php-gettext

Здесь перечислено достаточно много пакетов, не все из них необходимо ставить, но некоторые шаблоны будущего сайта в будущем могут требовать тот или иной функционал, обеспечиваемый этими пакетами. И поставить полный комплект сейчас проще, чем разбираться в дальнейшем, почему что-то не работает на сайте.

 

Phpmyadmin - это удобный сервис для обслуживания базы данных MySQL. 

Я этим сервисом не пользуюсь, в статьях он упоминаться не будет, поэтому его установка не обязательна, но во многих руководствах по обслуживанию баз данных PhpMyAdmin используется и описывается работа именно в нём, поэтому нам он точно не помешает.

В процессе установки будет показан запрос на его настройку. Соглашаемся. У нас попросят выбрать с какой базой данных мы будем работать. Красным прямоугольником будет подсвечен пункт MySQL, нам нужно выделить его пробелом (появится звёздочка) и нажать enter. Затем система спросит пароль администратора баз данных. Придумываем пароль, вводим его, нажимаем enter и в следующем окне повторяем эти же действия для подтверждения.

 

После окончания установки необходимо проверить и предотвратить возможную проблему. По какой-то причине у меня неправильно установился модуль php json, критически важный для работы сайта.

  1. Проверим его наличие:

 

cat /etc/php/7.0/mods-available/json.ini

Если в ответ мы видим 

 

-; configuration for php json module

; priority=20

extension=json.so

то делать ничего не нужно. Если же в ответ нам говорят, что файл не найден, тогда нужно выполнить:

 

sudo cp /usr/share/php7.0-json/json/json.ini /etc/php/7.0/mods-available/json.ini

и включить модуль

 

sudo phpenmod json

 

Включаем два php-модуля

 

sudo phpenmod mcrypt mbstring

 

После окончания установки создаём пользователя баз данных

 

sudo mysql -u root -p

Система спросит пароль системного администратора и, после его ввода, выдаст приглашение системы управления базами данных (СУБД)в виде

MariaDB [(none)]>

Здесь нам нужно создать пользователя баз данных MySQL. Вводим строку вида:

 

create user user@localhost identified by 'ПАРОЛЬ';

После успешного добавления пользователя можно выйти из СУБД нажатием ctrl-c

 

Стартуем MySQL

 

sudo /etc/init.d/mysql start

Перезапускаем веб-сервер

 

sudo systemctl restart apache2

 

Пришло время проверить наш свежеустановленный сайт. 

Создадим простейшую веб-страницу.

откроем файл 

 

sudo nano /var/www/html/info.php

впишем туда

 

-<?php phpinfo(); ?>

сохраним ctrl-o и закроем ctrl-x

 

Эту же операцию можно произвести более продвинутым способом.

Для начала войдём в систему как администратор:

su root

введём пароль, а затем подадим команду:

 

echo "<?php phpinfo(); ?>" > /var/www/html/info.php

Она создаст нам файл /var/www/html/info.php с содержимым

<?php phpinfo(); ?>"

Выход из сеанса администратора 

 

exit

 

Команда, которую вы поместили в файл, служит для отображения статуса веб-сервера. Если сейчас в веб-браузер ввести адрес

http://ip_вашего_сервера/info.php

, то мы должны увидеть примерно такую страницу:

-

 

Если это так - срочно принимайте поздравления - веб-сервер установлен и работает!

Внимание!!! Текст, размещённый ниже - не окончательная версия статьи! Если возникают какие-то вопросы или что-то не получается - задавайте вопросы на форуме.

Обращаю внимание на то, что жирным шрифтом выделена информация, обязательная к выполнению.

 

Подключение к серверу.

    Итак, мы получили ip-адрес сервера. Что дальше? Как в него попасть?

- Если Вы работаете с операционной системой Linux, то всё необходимое программное обеспечение уже есть в системе. Нужно запустить эмулятор терминала и ввести там:

ssh root@ip_адрес_сервера_из_письма

Т.к. сервер неизвестен нашему компьютеру, то будет задан вопрос - хотим ли мы продолжить подключение? Нужно написать полностью “yes”. Сервер будет добавлен в список известных. Далее вводим пароль из письма и нажмаем enter.

 - Если же Вы работаете в ОС Windows, то сначала нужно скачать дополнительную программу под названием putty. Сайт программы: https://www.putty.org/
Прямая ссылка на программу: https://the.earth.li/~sgtatham/putty/latest/w32/putty.exe

После скачивания запускаем программу, вводим ip-адрес сервера и нажимаем “подключить”??????????????????????????????????????????? (уточнить)
В ответ на приглашение сервера вводим логин, пароль (его ввод в целях безопасности никак не отображается, даже звёздочками) и попадаем, наконец-то на наш сервер.

Небольшая настройка

    Неподготовленного пользователя, которым мы и являемся, эффект от входа в систему может обескуражить. Не происходит ровным счётом ничего. Просто появляется несколько строк на английском языке, среди которых первой бросается в глаза заявление о том, что продукт предоставляется абсолютно без гарантий. После текста идёт приглашение командной строки. Но не стоит пугаться - Linux в общем и дистрибутив Debian в частности очень надёжный и гибкий инструмент, а предупреждение сделано на всякий случай.
    Для начала изменим пароль нашего пользователя, т.к. тот, который нам выдал провайдер, слишком параноидальный. В Линуксе любой пользователь может изменить собственный пароль без особых проблем командой

passwd

После её ввода будет необходимо дважды ввести новый пароль (не забываем, что ввод никак не индицируется - не появляются даже звёздочки), каждый раз нажимая enter после ввода. После окончания этой процедуры мы увидим сообщение о том, что пароль изменён.

    Сразу после установки на сервере настроен часовой пояс gmt, поэтому нам нужно установить свой:

dpkg-reconfigure tzdata

    Выбираем свой географический регион (я выбираю Азию), затем - город. В моём случае это Новосибирск. Сейчас время установлено правильно, проверить это можно командой

date

    Попробуем установить какую-нибудь программу. Потренируемся на файловом менеджере. На первоначальном этапе настройки я буду сознательно обходить любые манипуляции с файлами на сервере при помощи файлового менеджера, мы будем делать всё исключительно консольными командами, но всё-таки файловый менеджер необходим на любом компьютере, не только на сервере. Хотя как раз на серверах он зачастую отсутствует - опытный администратор в таком инструменте просто не нуждается.
   
Установка программ в Линуксе производится при помощи инструмента apt. Нужно всего-лишь знать имя программы и подать apt-у команду на установку.
    Перед установкой файлового менеджера нужно обеспечить правильное отображение кириллических символов. Для этого установим программу locales, без неё в консоли иногда могут проскакивать знаки вопроса вместо русских символов.

apt install locales

Сконфигурируем локализацию:

dpkg-reconfigure locales

Будет выдан список локализаций. Нам нужно долистать до строчки

ru_RU.UTF-8 UTF-8

выделить её нажатием на пробел, чтобы появилась звёздочка и нажать на enter.

Затем будет задан ещё один вопрос, нам нужно выбрать снова ru_RU.UTF-8 UTF-8, нажать пробел и ентер.

Пора переходить к установке файлового менеджера, который называется Midnight Commander, для краткости “mc”. Дадим программе apt команду "установить" и назовём имя программы:

apt install mc

    APT сообщит, что вместе с mc будут установлены ещё некоторые программы, которые займут некоторое место на диске. Соглашаемся нажатием “y” и enter-а.

    Установка займёт буквально несколько секунд и уже можно запускать файловый менеджер командой

mc

Думаю, что интерфейс данной программы знаком многим. Можем немного погулять по файловой системе, но постарайтесь ничего не копировать, не удалять и не перемещать, т.к. мы имеем полный, ничем не ограниченный доступ к файловой системе и сломать можем что угодно.

Выход из программы осуществляется командой

exit,

этой же командой можно и отключиться от сервера.